Мы в Контакте

Чарльз Диккенс ( 1812 - 1870 )

Один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте, близ Портсмута в семье служащего Военно-морского казначейства Джона Диккенса и его жены Элизабет (в девичестве - Барроу). В 1816 семья перебралась в Чатем (графство Кент), где маленький Чарльз посещал частную школу Уильяма Джайлза, а в 1822 году Диккенс-старший получил назначение в Лондон. Переехав в Лондон, Диккенсы поселились в Кэмден-тауне, в доме на Бейхем-стрит.

Проучившись два с лишним года в частной школе Веллингтон-Хаус, в 1827 году Чарльз устроился младшим клерком в юридическую контору "Эллис и Блэкмор". В свободное время он изучал стенографию и уже осенью 1828 года начал работать независимым судебным репортером при лондонской коллегии юристов Доктор-Коммонз. На этой должности Диккенс провел около четырех лет и за это время не только научился разбираться в хитросплетениях тогдашнего английского судопроизводства, но и, ежедневно наблюдая за судьями, адвокатами и их многочисленными клиентами разного сословия, приобрел бесценный материал для многих будущих своих произведений, таких, как в первую очередь "Домби и сын" и "Холодный дом". Его интересы не ограничивались профессиональной деятельностью - получив читательский билет, он прилежно посещал Британский музей, пополняя свое образование. Будучи увлеченным театралом, Чарльз всерьез подумывал о профессиональной сцене: брал частные уроки актерского мастерства, заучивал роли, и даже договорился о прослушивании в театре Ковент-гарден, однако в назначенный день не смог явиться туда из-за болезни.

В 1832 году Диккенс получил место парламентского репортера в газете "Тру Сан". Проработав там полгода, он перешел на ту же должность в газету "Миррор оф парламент", которую издавал его дядя Джон Генри Барроу, затем в "Морнинг кроникл". Его продвижение по карьерной лестнице во многом было обусловлено стремлением занять определенное положение в обществе, дабы снискать расположение и добиться руки Марии Биднелл, дочери управляющего банком, своей первой, и, к сожалению, безответной любви, послужившей прообразом Доры в романе "Дэвид Копперфилд". Тогда же он начал писать беллетризованные очерки из жизни Лондона и его обитателей, первый из которых - "Обед на Поплар-Уок" (в позднейших переизданиях - "Мистер Минс и его двоюродный брат") был опубликован в декабре 1833 года в журнале "Мансли мэгэзин". Поначалу эти очерки, за которые он не получал от редакции никакого гонорара, выходили без подписи, и лишь в августе 1844 года он взял себе в качестве псевдонима детское прозвище своего младшего брата Огастуса - Боз. Вскоре эти очерки начали печататься в газете "Морнинг кроникл", а чуть позднее - в только что открывшемся приложении "Ивнинг кроникл", с редактором которого, писателем и журналистом Джорджем Хогартом, у Диккенса сложились самые дружеские отношения.

Отчасти благодаря знакомству с Хогартом, отчасти - тому интересу, который вызвали его первые литературные опыты в профессиональной среде, в течение сравнительно недолгого времени Диккенс познакомился с писателями Уильямом Гаррисоном Эйнсвортом и Эдвардом Джорджем Бульвер-Литтоном, художником Джорджем Крукшенком, а также издателем Джоном Макроуном, который предложил Диккенсу издать его очерки отдельной книгой. Сборник, получивший название "Очерки Боза", вышел в начале февраля 1836 года, а в апреле Чарльз женился на старшей дочери Джорджа Хогарта - Кэтрин. За два дня до их свадьбы состоялось не менее знаменательное событие: 31 марта увидел свет первый выпуск "Посмертных записок Пиквикского клуба", положивших начало литературной славе Диккенса. Изначально планировавшиеся всего лишь как серия сопроводительных рассказов к рисункам художника-карикатуриста Роберта Сеймура "Записки", которые ежемесячно выходили в издательстве Чепмена и Холла, вскоре обрели самостоятельную жизнь, превратившись в продолжительную юмористическую эпопею и, будучи изданными вместе, стали первым крупным произведением писателя.

Оставив репортерскую работу в "Ивнинг кроникл", Диккенс становится главным редактором недавно образованного "Альманаха Бентли", в февральском номере которого за 1837 год появились первые главы его нового романа "Оливер Твист".

Оставив в феврале 1839 года пост редактора "Альманаха Бентли", на следующий год Диккенс основал собственный еженедельный журнал "Часы мистера Хамфри", в котором увидели свет его романы "Лавка древностей" и "Барнеби Радж". Журнал просуществовал до конца 1841 года, после чего Диккенс предпринял длительную поездку по Соединенным Штатам Америки, где ему был устроен восторженный прием. Во время поездки он познакомился с американскими писателями Вашингтоном Ирвингом, Уильямом Брайантом, Генри Лонгфелло, Эдгаром По, был принят в Белом доме десятым президентом Соединенных Штатов Джоном Тайлером, посетил палату представителей и сенат. В Америке, как на официальных мероприятиях, так и во время своих лекций писатель неоднократно поднимал вопрос о введении международного авторского права.

В пятидесятые годы Диккенс заявил о себе прежде всего как социальный критик - именно в это десятилетие из под его пера вышли такие романы, как "Холодный дом" (1852-1853), "Тяжелые времена" (1854) и "Крошка Доррит" (1855-1857), вместе образовывавшие гигантский триптих, охватывающий жизнь практически всех слоев английского общества в викторианскую эпоху. Общая безрадостная и пессимистическая атмосфера, пронизывающая эти произведения, где былой юмор уступил место злой сатире, а авторский взгляд на жизнь был исполнен горечи и разочарования, несмотря на непререкаемый авторитет писателя, сказалась на их популярности, и по достоинству они были оценены уже только после смерти Диккенса.

Последним завершенным крупным произведением писателя стал роман "Наш общий друг" (печатался с мая 1864 по ноябрь 1865 года), основной темой которого была власть денег и преклонение перед богатством, ироническим символом которого стала лондонская свалка - источник состояния одного из персонажей романа, старого мусорщика Гармона. Несмотря на то что, как и прежде Диккенс в первую очередь затрагивал проблему социального неравенства, изобличая при этом многочисленные пороки современного общества, в этом романе социальная сатира уже не была столь острой, уступив место ироническим интонациям и лирике, к чему и стремился по его собственным словам, сам автор.

В последние годы жизни здоровье писателя начало резко ухудшаться, однако он по-прежнему вел более чем активный образ жизни: редактировал журнал, писал статьи и рассказы, продолжал выступать с публичными чтениями, в том числе предпринял поездку по Соединенным Штатам, где он находился с ноября 1867 по февраль 1868 года. В октябре 1869 года он приступил к работе над новым романом "Тайна Эдвина Друда", который начал выходить отдельными частями в издательстве Чепмена и Холла с апреля 1870 года. К сожалению, последний роман выдающегося английского писателя так и остался незавершенным - 9 июня 1870 года, на следующий день после настигшего его инсульта Чарльз Диккенс скончался в своем загородном доме Гэдсхилл Плейс в графстве Кент. Писатель был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.